Литературный герой нашего времени – это патриот России
29 октября 2023
Фрагмент интервью, в котором поэт, прозаик, драматург и успешный коммерческий автор Анна Самойлова рассказала Андрею Калиниченко о том, что с началом специальной военной операции на рынке коммерческой литературы появился огромный запрос от читателя на патриотические произведения. В том числе, в жанре фэнтези.
– В большой литературе мы часто сталкиваемся с вопросом о том, кто сегодня герой нашего времени. В коммерческой литературе таких вопросов нет в принципе. Там очень четко понятно, каким герой должен быть, и если он не такой, читатель его не примет.
– Кто же он?
– Это герой сильный, уверенный в себе. Герой, который может позаботиться о своей семье и своих друзьях. Это герой с очень сильными моральными качествами. То есть про подлеца читать никто не будет. Это герой, который активно движется вперед. Это патриот. Причем наиболее востребован у русскоязычного читателя не абстрактный патриот, а именно патриот России, даже если он живет в мире фэнтези. Герой, который хочет поднять Россию, который требует уважения не только к себе, но и к своей стране. Он не только побеждает врагов, но также поднимает производство.
– Во многом Вы сейчас описали типичного героя советской массовой литературы, но если там героя "спускали сверху", то здесь уже читатель "голосует рублем" за того же самого героя?
– Не совсем за того же. В советской литературе герой мог ошибиться, проявить слабость, даже сломаться под воздействием внешних сил. Здесь это недопустимо.
– Непогрешимый?
– Он сильный, он справится. Он защитит, он вытащит ситуацию. Это надежный человек, за которым можно спокойно идти.
– Изменения моды на внешние условия, в которых существует герой, не затрагивают его самого? Образ можно считать каноническим?
– Думаю, это сохранится надолго. 60 процентов моих читателей – это мужчины старше 45 лет, то есть люди, которые получили образование в Советском Союзе. Среди них очень много людей с высшим образованием. Они хотят гордиться своей Родиной, хотят гордиться тем, что они русские. И они хотят читать о герое, который гордится тем, что живет в России.
– Соответственно, автор, чтобы его читали, должен писать именно о таких героях?
– Да, но здесь речь не идет о том, чтобы прогибаться под читателя. Этого как раз не нужно делать. Я тоже горжусь тем, что я русская, тем, какая у нас замечательная страна. Я рада тому, что здесь живу, и я про это пишу. В этом мы с читателем совпадаем.
– Читатель в любом случае почувствует фальшь, если с ним просто "заигрывают"?
– Конечно! Да это и невозможно – писать, подстраиваясь под чье-то мнение. Если книга не захватывает самого автора, максимум, что он "вымучает" – один том. А сейчас востребованы книжные серии. Чтобы столько написать, нужно этим жить. Поэтому автор должен быть искренним. Коммерческая литература – это лишь форма подачи, а вопросы, темы и идеи, которые в ней поднимаются, ничуть не мельче, чем в большой.
– Вы и сами очень активно и много читаете. Кто Ваш любимый герой "по ту сторону произведения"?
– Лично я люблю боевое фэнтези с драками, с героем, который спасает мир, защищает женщин и детей, своих друзей. Которого уважают мужчины и любят женщины.