"Упрёмся – разберёмся"
31 июля 2024
Под занавес первого месяца реализации транспортной реформы в городе корабелов представляем вашему вниманию одну из статей свежего номера газеты "СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ВЛАСТЬ" о том, как власти Северодвинска готовили приход нового перевозчика.
Ещё во время обсуждения грядущей транспортной реформы в городе корабелов с народными избранниками в конце прошлого года, отвечая на вопрос руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" Валерия Сербы, глава Северодвинска честно признался, что планировать продолжение начатого его администрацией процесса по истечении контракта с перевозчиком сейчас никто не берётся.
Спустя несколько недель он заявил о своей задаче на посту – уйти не оплёванным в спину. Рассчитывает покинуть должность раньше, а там – хоть трава не расти? Тогда же, кстати, глава городской администрации обозначил цель транспортной реформы. И это, увы, не улучшение качества, а "хотя бы отсутствие негатива со стороны населения". Сказываются переживания за спину?
Как бы то ни было, но приход нового перевозчика с 1 июля этого года показал, что нынешняя администрация Северодвинска не то что на годы, на месяцы вперёд планировать не в состоянии. А такая недальновидность, в свою очередь, ставит вопрос о некомпетентности городских чиновников.
Всё на той же пресс-конференции в конце прошлого года глава Северодвинска заявил: "мы и начали процесс реформы заблаговременно. Мы проторговались заранее, за полгода, для того, чтобы была возможность закупить автобусы". "Проторговались" здесь – очень точное определение, ведь согласно толковому словарю Ожегова первое его значение – "потерпеть убытки или разориться от неудачной торговли".
– В контракте было прописано условие по году выпуска автобусов – не ранее 2022, но при этом почему-то не было выставлено никаких условий по пробегу, – отмечает руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" в Совете депутатов Северодвинска Валерий Серба. – В итоге автобусы город получил совсем не новые. Пробег некоторых достигает 120-150 тысяч километров. Я уже звонил в Контрольно-счётную палату по поводу акта их приёмки.
Возникает вопрос о том, в чём причина такой "непредусмотрительности"? И как теперь она отразится на гарантийном обслуживании автобусов, но главное – их пассажирах, ведь транспортные средства уже вовсю ломаются, а люди проводят в томительном ожидании на остановках до часа, а то и более.
Правда, основная причина таких затяжных ожиданий всё же не в поломках. Накануне выхода на линию нового перевозчика глава Северодвинска опубликовал обращение к жителям города в средствах массовой коммуникации: "Преимущественно расписание маршрутов изменилось только на дачных направлениях, учли пожелания садоводов по временным интервалам".
Рискнём предположить, что садоводы вряд ли желали ждать 103-й маршрут без малого полтора часа, чтобы потом эти автобусы встречались на остановке СНТ "Тайга-3". И это лишь один из массы примеров. В самом городе ситуация не лучше. Северодвинск, День города, 10 утра, люди собираются на праздник: сразу 3 автобуса популярного кольцевого маршрута "3а" "кучкуются" друг за другом, образуя огромные "разрывы" на остальном протяжении. Опять же, подобная ситуация наблюдается постоянно и на разных маршрутах.
Перевозчик неустанно извиняется перед пассажирами и сообщает, что "расписание многих маршрутов будет корректироваться по просьбам пассажиров, чтобы избежать езды парами и неравномерных интервалов". Но претензии здесь не столько к транспортной компании, сколько к администрации Северодвинска и её комитету жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, утверждавшему это расписание. Откуда иногороднему перевозчику знать специфику промышленного города: утренние и вечерние трафики в будни, время, за которое необходимо выезжать, например, с острова Ягры, чтобы не опоздать на работу, то, что водитель физически не сможет сам обилечивать полный автобус заводчан после смены, не отставая при этом от графика движения и т.д...? А вот чиновники профильного ведомства всё это знать должны были. Тем более, что всё это опытным путём в здоровой конкурентной среде уже выяснили предыдущие перевозчики.
Впрочем, и сама транспортная компания ссылается на чиновников, когда люди просят "вернуть как было" остановки и расписание на тех же Яграх, так как устали опаздывать на работу: "Решения по маршрутам их количеству и расписаниям принимает Администрация Северодвинска, вы можете передать предложение в Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации". То же касается и дачников, которые теперь вынуждены идти по 40 минут с колясками или палочками до "Теремка" и других своих СНТ, так как низкопольные автобусы туда физически доехать не могут. Людям не важно, ездили туда "ПАЗики" по маршруту или по велению сердца – главное, что довозили до места. А теперь, администрация Северодвинска спешно борется с проблемами, которые могла не создавать или предотвратить заблаговременно.
Как бы то ни было, ещё одна причина невыхода автобуса на маршрут, на которую неоднократно ссылается перевозчик в средствах массовой коммуникации: "Водители, которые должны были совершать рейс в данное время, не вышли на работу. К сожалению, резервных водителей не удалось поставить". Как же так получилось, ведь на пресловутой предновогодней конференции глава Северодвинска утверждал: "Возить здесь будут местные водители, работать будут местные кондукторы".
Судя по сообщению на странице главы в средствах массовой коммуникации, лишь после встречи с сотрудниками транспортной компании он узнал, что работникам, оказывается, необходимо место для отдыха, приёма пищи и справления естественных нужд, что водителю неудобно принимать оплату, поэтому необходимы валидаторы и т.д... Не озаботившись этими вопросами заранее, приходится принимать спешные решения. Например, предлагать под место стоянки для автобусов, которые в его отсутствии стоят где придётся и мешают северодвинцам, площадь у железнодорожного вокзала. То самое любимое горожанами место отдыха у фонтана, концепцию благоустройства которого за полторы недели до этого предлагал к обсуждению. Вот и поговорили...
Впрочем, горожан даже толком не информировали заблаговременно о предстоящих изменениях. Иначе пожилые северодвинцы, ранее пользовавшиеся правом льготного проезда по паспорту или его копии, не толпились бы в первые дни июля в многочасовых очередях в МФЦ так, что в итоге всё же пришлось разрешить пенсионерам до конца месяца ездить "по старому". А у держателей работавшей ранее на территории города корабелов транспортной карты на ней не "зависли" бы деньги. Помочь им теперь ничем не могут ни в профильном комитете администрации Северодвинска, ни в службе поддержки оператора ставших бесполезными в городе корабелов "проездных". Мы выясним, что можно сделать в сложившейся ситуации и расскажем вам об этом в ближайшее время.