ЖКХ: что год грядущий нам готовит?
06 января 2025
Представляем вашему вниманию одну из статей свежего номера газеты "СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ВЛАСТЬ"
Кроме "мусорного коллапса", жители Архангельской области с опаской ожидают ставшего за последние годы традиционным "новогоднего краха системы ЖКХ". Если раньше морозы рвали артерии холодного водоснабжения и водоотведения, повышенное давление – теплотрассы, а вынужденные отапливать свои жилища обогревателями люди перегружали и без того сбоящие электросети, то в 2024 году проблемы начались существенно раньше.
Без света даже центр Архангельска периодически оставался ещё летом, а осенью, как только "ТГК-2" начала подавать по трубам минимальное необходимое для отопления давление, "посыпались" теплотрассы. Сообщения об отключении холодного водоснабжения целых районов вообще стали для областного центра обыденностью. Что же будет, когда придут настоящие морозы?
По информации Министерства топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Архангельской области, водопроводные сети в Архангельске изношены на 76,3%, канализационные – на 75,1%. Согласно данным ТГК-2, износ тепловых сетей города составляет 75%. Три четверти и более! По первым двум позициям ситуация в Северодвинске ещё хуже – там износ под 90%.
Зампред областного Правительства, курирующий сферу ЖКХ, сообщил, что из-за нехватки финансовых средств из 4200 тысяч километров сетей с высокой степенью износа за год в среднем приводится в порядок лишь 42 км. То есть всего 1% от необходимого объёма. Водные и тепловые артерии в Поморье рассыпаются куда быстрее, чем их успевают восстанавливать или менять на новые.
В январе этого года, после очередного жилищно-коммунального хаоса мы уже приводили в пример инвестиционную программу "ТГК-2", по которой на модернизацию сетей в Архангельске на 2014- 2023 годы было заложено менее 2 млрд рублей. В среднем – менее 200 миллионов рублей в год. Хватало ли этого, чтобы не допускать новых аварий? В масштабах столицы Поморья – однозначно нет, и горожане каждый год ощущали это на себе.
Но даже эту инвестиционную программу ресурсоснабжающая организация исполняла не полностью. Из постановления Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 19 ноября 2021 года о внесении изменений в корректировку инвестиционной программы ПАО "Территориальная генерирующая компания №2" (ТГК-2) следует, что из запланированных на 2014-2020 годы 1 миллиарда 270 миллионов рублей фактически было проинвестировано лишь 940 миллионов – менее чем три четверти.
В начале теперь уже далёкого 2018 года отставание от запланированных темпов инвестиционной программы правительство Архангельской области даже назвало одной из причин существенного снижения тарифа. Кажется невероятным, но было и такое! Однако теперь его повышают исправно. В соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации предельными индексами подорожания коммунальных услуг на 2025 год для каждого региона, платежи в Поморье могут вырасти сразу на 20%. Больше ожидания по инфляции услуг ЖКХ только в Пермском крае. Куда же пойдут эти деньги?
Комментируя всё ту же жилищно-коммунальную катастрофу начала этого года в Архангельской агломерации, Председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Архангельской области Олег Черненко подчеркнул, что целью любой коммерческой структуры всегда будет извлечение максимальной прибыли, а значит серьезно вкладываться в инфраструктуру никто не станет. Предпочтут продолжать "заплаточный ремонт", пока однажды не рванет всё, и можно будет спокойно банкротиться, оставив проблемы людям и государству.
– Только государство может быть по-настоящему заинтересовано в капитальных вложениях в теплотрассы и коммунальные сети, – высказал уверенность руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Архангельском областном Собрании депутатов Олег Черненко. – Позиция нашей партии по этому вопросу: необходимо организовать масштабную ревизию в сфере ЖКХ, в случае невыполнения инвестпрограмм признать недействительным повышение тарифов, взыскать с ресурсоснабжающих организаций необоснованно полученный доход, произвести перерасчет и вернуть эти средства гражданам, а также рассмотреть вопрос возвращения приватизированных коммунальных предприятий в госсобственность.