Владимир Карпов: "У мэрии нет конкретных людей, отвечающих за вопросы наполнения бюджета"
02 декабря 2013
Депутат от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Владимир Карпов прокомментировал итоги состоявшейся сессии Городской Думы
Представленный проект городского бюджета документ объёмный и многоплановый, а самое главное, свёрстанный в довольно закрытом режиме. Депутаты городской Думы не имеют полной информации о причинах и следствиях проектируемых бюджетных назначений.
Более того, проект городского бюджета не проходил независимой экспертной оценки, пояснительная записка к его проекту только констатирует те или иные численные показатели доходной и расходной части. При прогнозе доходов и расходов приводятся очень примитивные расчёты, опирающиеся на установленные федеральными органами власти показатели и нормативы или статистические данные. Всего этого недостаточно ни для оценки достоверности проекта ни для обоснования предложений по изменению проектируемых показателей доходной или расходной частей городского бюджета.
Нет в проекте и отражения вопроса об эффективности бюджетных расходов, в том числе, социальной эффективности. Это не позволяет правильно оценить необходимость расходования средств городского бюджета на мероприятия муниципальных программ. В проекте не учтены и никак не оговариваются те возможные варианты долгосрочной бюджетной политики по увеличению доходной части городского бюджета и сокращению расходов городского бюджета, которые могли бы быть реализованы в перспективе.
Вместе с тем, депутаты осознают, что изменения федерального и областного бюджетного законодательства, произошедшие за последние два года, заставляют по новому оценить роль некоторых налоговых и неналоговых источников доходной части городского бюджет. И эти вопросы должны находить своё место в тексте проекта главного документа о городском бюджете.
Статья 62 Бюджетного кодекса РФ ориентирует нас на усиление работы по внимательной, профессиональной и не зависимой от коммерческих интересов оценке ситуации с поступлениями неналоговых доходов городского бюджета от использования муниципального имущества, доходы от которого зачисляются в городской бюджет по нормативу в 100 процентов. Такого имущества у нас на несколько десятков миллиардов рублей, а доходы от него мизерны.
Сейчас в городской бюджет зачисляется 40 процентов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, с 1 января 2016 года будет зачисляться 65 процентов. Но практически ни одно крупное предприятие города или иных муниципальных образований, сбросы и выбросы от которых мы фиксируем на территории Архангельска, по факту не укладываются в установленные Правительством РФ предельно допустимые нормативы концентрации сбросов загрязняющих веществ. Об этом доказательно говорят независимые экологи. Они же оценивают возможный объём платы за негативное воздействие на окружающую среду в сотни миллионов рублей. Сравните эти цифры с тем, что мы имеем в городском бюджете.
Отдельный вопрос – плата за землю. Нам передаётся практически вся плата от передачи в аренду земельных участков, расположенных в городе Архангельске, до разграничения государственной собственности на землю, а также доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Но получать эту плату в том объёме, который возможен, исходя из площади используемых земельных участков, мы не в состоянии.
Причины неполного получения возможных доходов от налоговых и неналоговых источников только внутригородские. У нас нет конкретных людей, отвечающих за эти вопросы.
Приведу лишь один пример. Поступления земельного налога в городской бюджет прогнозируются на 2014 год в сумме 211 380,0 тыс. рублей. Поступления доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 281 220,0 тыс. рублей. Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов на 2014 год 17 289,7 тыс. рублей. Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, 582,4 тыс. рублей.
Итого за городские земли в 2014 году мэрия рассчитывает получить в городской бюджет 510 миллионов 472 тысячи 100 рублей! И это не мало! Но за более трех тысяч земельных участков, занимаемых многоквартирными домами в городе Архангельске, при общей численности многоквартирных домов около 4 тысяч, городской бюджет не получает практически ни копейки. Если предположить, что большая часть из них заплатят земельный налог или арендную плату, вышеназванная сумма в городском бюджете удвоится. Как минимум!
Нам обязательно скажут, что всё это иллюзорно, что мэрия неоднократно пыталась взять земельный налог или арендную плату, что причины в том, сто не сформированы земельные участки под многоквартирными домами и так далее. Но все это песня про белого бычка.
В частности, нормой статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что отдельное проведение государственной регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок, не требуется, если уже есть регистрация права собственности у собственников жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме. Некоторые многоквартирные дома уже получили земельные участки в общую долевую собственность по решению суда. И собственники помещений в них платят земельный налог.
Даже один этот пример говорит о том, что у города Архангельска, как у муниципального образования – городского округа, есть и необходимость самостоятельно заниматься пополнением доходной базы городского бюджета, и возможности этим заниматься, и законодательное обеспечение этих процессов. Нет только воли к такой работе.
Необходимо такую волю генерировать и первым шагом должно стать назначение конкретного ответственного за решение проблемы должностного лица, наделение его ресурсами и полномочиями и установление ему жёсткого по времени и результатам задания.