СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Архангельская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтактыПоиск

Местная власть будет ближе к народу?

20 июня 2014

Президент страны Владимир Путин подписал закон о реформе местного самоуправления. Одно из принципиальных изменений – решением бюджетных и хозяйственных вопросов будет заниматься назначаемый по конкурсу глава администрации. Глава городского округа избирается на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя представительного органа либо главы местной администрации. Глава местной администрации также может назначаться представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Модель руководства муниципальными образованиями каждый регион выбирает самостоятельно. Для обсуждения вариантов и принятия соответствующих нормативных документов отводится полгода. С 2015-го местная власть начнет формироваться по-новому. Какие преобразования ждут органы местного самоуправления в Коряжме? Корреспондент "ТК" попросил поразмышлять на эту тему председателя городской Думы Андрея Рулёва

– Поправки в 131 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" вступают в силу в начале 2015-го, когда до сложения полномочий нынешнего главы города останется больше года, а гордумы – почти три года. Что произойдет?

– Реформа местного самоуправления, в частности, предполагает введение новых видов муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Иначе говоря, крупные города могут быть разделены на отдельные районы со своими органами местной власти. Но решение о выборе модели местного самоуправления принимает региональная власть. И пока неизвестно, к какому варианту относительно Коряжмы склонится областное Собрание. Но если Коряжма останется обычным городским округом без внутригородского деления, то возможны такие способы формирования местной власти. Глава города избирается на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания представительным органом исполняет полномочия его председателя. Представительный орган назначает главой городской администрации кандидатуру, предложенную конкурсной комиссией, которая состоит наполовину из представителей местного парламента и наполовину – из представителей губернатора. Какой способ для Коряжмы закрепит областной законодатель, гадать не берусь.

– Решение принимает область, но население муниципалитетов через своих депутатов и глав как-то может на это решение повлиять?

– Поправки к 131 закону дают выбор регионам: создать базовый региональный закон и предоставить возможность муниципалитетам определиться, какая схема им предпочтительней; либо самому субъекту все решить. Пока областное Собрание идет по второму варианту: принять для каждого муниципального образования отдельный областной закон о способах формирования местной власти. Правда, мне непонятно, чем оно будет руководствоваться, определяя, какая схема предпочтительней на той или иной территории.

– Но все-таки хотелось бы понять, как может развиваться ситуация в Коряжме после марта 2016 года, когда закончится срок полномочий нынешнего главы города?

– В части представительной власти ничего не поменяется до следующих выборов, которые состоятся в сентябре 2017 года. Что касается главы города, то, если исходить из закона, возможен вариант, когда главой города становится действующий председатель городской Думы. А гордума назначает главой администрации кандидатуру, предложенную конкурсной комиссией. Не исключены и прямые выборы главы. Но поскольку он не может войти в состав гордумы и стать ее председателем, так как председатель уже избран, то глава возглавит городскую администрацию. А председатель гордумы станет главой города. Но еще раз повторю, все эти предположения бессмысленны, так как неизвестно, какой способ формирования местной власти определит для нас областное Собрание.

– Нельзя исключать, что глава города в Коряжме будет избираться из числа депутатов городской Думы, а глава администрации – назначаться представительным органом из числа кандидатур, предложенных конкурсной комиссией. Насколько, с вашей точки зрения, приемлема такая схема?

– Такой способ более чем вероятен. 131 закон стал действовать в 2003 году. Он предполагал две модели: глава города избирается на местных выборах; глава города возглавляет представительный орган, а главой администрации назначается наемный сити-менеджер. Некоторые муниципалитеты предпочли вариант с сити-менеджером. Но этот опыт оказался, как правило, негативным. Например, на итоговом заседании совета городов Центра и Северо-Запада России 14 февраля в Устюге, в котором я участвовал, такая тема поднималась. Говорилось о том, что чаще всего главы не находили общего языка с сити-менеджерами, в результате возникало непонимание, напряженность, конфликты, и работа заходила в тупик. Мы обсуждали надвигающуюся реформу местного самоуправления, и подавляющее большинство выступало против повсеместного введения института сити-менеджеров. На самом деле практически безальтернативно предложена как раз эта схема: у главы города – представительские функции, у главы администрации (по сути, сити-менеджера) – бюджет и хозяйство.

– Какие могут быть основания для конфликтов между главой города и главой администрации? Я так понимаю, по новой редакции 131 закона глава города вместе с представительным органом формирует социально-экономическую политику, которую глава администрации обязан выполнять.

– На мой взгляд, конфликты между представительной и исполнительной ветвями власти возникают потому, что Бюджетным кодексом предусмотрено – администрация города сама разрабатывает программы, сама их принимает, сама контролирует исполнение. Представительный орган лишь когда принимает бюджет может влиять на объёмы финансирования программ. Статус председателя представительного органа от того, что станет называться главой города, не поменяется и полномочий у него не прибавится. Все те полномочия, которые раньше исполнял глава муниципального образования, будет исполнять глава администрации и пользоваться теми же правами, которые были у главы города. И получается: представительная ветвь принимает решение, а исполнительная воплощает его в жизнь, руководствуясь собственным видением актуальности тех или иных мероприятий. И это поле для конфликтов.

– По логике вещей, когда человек претендует на избрание главой муниципального образования, он должен уже присматривать в качестве главы администрации специалиста, близкого по взглядам, обладающего соответствующей компетенцией, понимающего его и готового разделить с ним ответственность?

– Между претендентами на пост главы администрации и депутатским корпусом, который их утверждает, стоит конкурсная комиссия. А она может не согласиться с кандидатурой, предложенной главой муниципального образования.

– Какие проблемы решает реформа местного самоуправления? Президент говорит, что в результате местная власть станет ближе к населению. Однако это вызывает сомнение. Прошлым летом в Коряжму приезжал губернатор Игорь Орлов и на пресс-конференции пожаловался, что у него нет рычагов воздействия на глав муниципальных образований, они ему напрямую не подчиняются, так как избраны населением. Может быть, эта реформа для того и затевалась, чтобы напрямую подчинить местную власть руководителю региона?

– У губернатора появляется возможность через конкурсную комиссию, которая отбирает кандидатуры на главу администрации, влиять непосредственно на формирование местной власти. По закону в составе комиссии половина – представители губернатора, половина – муниципалитета. И соответственно преимущества будут у кандидатуры, поддержанной губернатором.

– И еще одна проблема – нехватка средств на местах. И было ожидание, что произойдет перераспределение финансовых источников в пользу муниципалитетов, чтобы появились средства на развитие территорий. Но, похоже, даже намека на это нет?

– Когда в 2004 году проводилась налоговая реформа, на федеральный уровень были забраны все самые собираемые налоги. Местному самоуправлению оставили только налог на доходы физических лиц и земельный налог. Затем стали перераспределять полномочия и нам ввели норматив отчислений НДФЛ. Недавно забрали у нас полномочия по здравоохранению и вместе с ними – дополнительные проценты НДФЛ. Содержание педсостава дошкольных учреждений передали на областной уровень и снова перераспределили часть НДФЛ в пользу области. В Коряжме собирается налогов на 1,5 миллиарда рублей, а остается около 400 миллионов. Поэтому у местной власти всё меньше стимулов к развитию налогооблагаемой базы и повышению эффективности своей работы.

По материалам источников: http://tk-online.ru/story/mestnaya-vlast-budet-blizhe-k-narodu

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Архангельской области

© 2006-2024