Прямая речь: Владимир Карпов о бюджете Архангельска на 2018 год
Владимир КАРПОВ
14 декабря 2017
Надо сказать, что депутатский корпус практически исключен из процесса бюджетирования. Как правило, при принятии в него удавалось внести только не значительные поправки. Зато на протяжении года администрация вносит поправки в действующий бюджет на каждой сессии. Конечно, чиновникам так работать легче, не надо качественно планировать. Всегда есть возможность подправить ошибку, значит, не нужна высокая финансовая квалификация.
Но это дискредитирует сам инструмент бюджетирования, поэтому я каждый раз говорю об этом на сессии. Каждый раз я предлагаю предварительно обсуждать проект бюджета в рабочем порядке и постатейно, попрограммно, по приложениям.
В этом году администрация опять представила на сессию готовый проект бюджета на 2018 год. О качестве его подготовки говорит хотя бы такой факт. Уже три года город не может подключить к природному газу два многоквартирных дома по ул. Силикатчиков. Все работы давно выполнены, оборудование смонтировано, осталось устранить замечания и сделать дополнительные работы, потому что за это время изменилась нормативно-правовая база, появились новые требования к безопасности. На эти работы необходимо около 2 млн. руб. Но про них при подготовке проекта бюджета на 2018 год просто забыли!
При принятии бюджета текущего 2017года я предлагал администрации города подготовить ко второму чтению муниципальную политику заимствований и внутреннего долга. И строго следовать ей в будущем. Дело в том, что на протяжении последних восьми лет бюджет Архангельска был дефицитный, что привело к 2017 году накоплению коммерческого долга больше миллиарда рублей. На выплату процентов в 2016 году ушло 350 млн. руб. Поэтому я и предложил обозначить главной целью избавление от банковских кредитов.
Чтобы держать финансистов в тонусе, я предложил принять бюджет на 2017 год без дефицита, а в дальнейшем запланировать снижение муниципального долга. Однако это предложение тогда не поддержали. И что мы видим сегодня? Та же картина. Хотя текущий бюджет 2017 года исполняется с профицитом, на 2018 год опять предложен дефицит. Получается, моя позиция была правильной.
Считаю, что надо принимать бюджет с завышенными требованиями, надо поощрять чиновников за их выполнение и наказывать за не исполнение.
Справедливости ради, надо сказать, что мои выступления не пропали даром. При росте внутреннего долга величина на его обслуживание снизилась вдвое. Это произошло в результате более качественной работы с остатками денег на счетах, замене кредитов, кредитными линиями и замещению банковских кредитов бюджетными заимствованиями. К сожалению, это слабо спасает ситуацию.
Продолжает расти сумма неисполненных муниципалитетом судебных решений, она уже превышает 9 млрд. руб. Непосильно для города. Но нельзя же просто наблюдать, как она растет. Резервы-то есть. Можно повысить поступления от аренды и приватизации муниципального имущества. Можно ввести нормирование всех расходов. Можно поднять поступления от МУПов и муниципальных хозяйственных обществ. Можно поднять % собираемости налогов.
Можно, но только при одном условии. Если внедрять новые механизмы управления. Я предложил использовать в следующем году два новых инструмента.
Первое создать "Лист ожидания". Для этого надо собрать все расходы, которые не вошли в бюджет 2018 и проранжировать, присвоив им рейтинг. В результате, как только появится дополнительный доход, понятно, куда он будет направлен. Таким образом, будут не нужны многочасовые обсуждения и споры на каждой сессии по поправкам.
Второе предложение это внедрение механизма иммобилизация доходов. По каждому доходу необходимо поставить задачу по его повышению, принять индикаторы. Назначить ответственного, установить сроки и форму отчета. На каждой сессии заслушивать отчет о ходе работы.
В результате такой организации работы ситуация текущего года, когда планировали дефицит, а получили профицит, будет исключена. И дополнительные доходы можно будет использовать с умом.