СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Архангельская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтактыПоиск

Алла Азарина: "Стыдно, что в XXI веке нет дороги к музею Абрамова"

19 июля 2019

Интервью с заслуженной артисткой РСФСР Аллой Азариной, посетившей малую Родину писателя при поддержке СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ

Некогда она исполнила роль Альки из повести Абрамова "Пелагея и Алька" так, что сам Фёдор Александрович воскликнул: "Вы играете Альку лучше, чем я написал". А на днях сбылась её мечта – Алла Александровна Азарина посетила малую Родину и музей Фёдора Абрамова.

Эта поездка стала возможна благодаря участию лидера СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергея Миронова, вице-спикера Госдумы Ольги Епифановой и заместителя руководителя фракции "СР" в Архангельском областном Собрании депутатов Татьяны Седуновой.

Накануне визита в Пинежский район мы записали интервью с Аллой Азариной, в котором потомственная московская актриса призналась в любви к творчеству великого северного писателя и рассказала, как судьба через Абрамова свела её с Сергеем Мироновым.

"Вся эта история наполнена случайностями, которые притягивали одно событие за другим. Случайно я познакомилась с Лидией Сухаревской, которая мне предложила роль в спектакле по повести Фёдора Абрамова.

Случайно в трудный жизненный момент увидела вывеску СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ и решила обратиться за помощью. И, наверное, также случайно мне перезвонила женщина, которая выбираясь из депрессии, слушала наш радиоспектакль "Пелагея и Алька". И привело это к тому, что Сергей Михайлович Миронов поддержал моё решение посетить места, где жил и писал Фёдор Абрамов", – рассказывает Алла Азарина.

Сегодня все эти события можно соединить в одну цепочку и понять, что все случайности не случайны. Хотя в жизни они были разделены годами, десятками лет.

Случайность № 1

На заре своей актерской карьеры, молодая девушка Алла Азарина знакомится с величайшей и уже известной актрисой, народной артисткой СССР Лидией Сухаревской. Это происходит во время заграничной поездки в Германию и Австрию, организованной Домом актёров.

В ходе переездов их постоянно селят в один номер и актрисы быстро находят общий язык.

"Она человек очень весёлый и с большим чувством юмора, так что во время общения мы постоянно хохотали. Словом, очень подружились", – вспоминает Азарина.

Не закончилась дружба и по возвращению в Москву. Наоборот, вылилась в творческий союз.

Сухаревская пришла на спектакль "Ромео и Джульетта", в котором Азарина играла свою первую главную роль. Посмотрела, оценила и через некоторое время предложила сыграть Альку в её собственной инсценировке по повестям Абрамова.

"Конечно, моему восторгу не было предела: сама Сухаревская предлагает роль молодой актрисе! Я, не раздумывая, побежала в библиотеку за повестью "Пелагея и Алька", прочитала и... не поняла это произведение.

Да, признаюсь честно, сразу я не поняла его силы и глубины. Но и не могла отказаться от роли, потому что преклонялась перед талантом Лидии Павловны", – рассказывает Алла Азарина.

Репетиции проходили без режиссёра. Так решила Сухаревская, которая говорила: "я не хочу никого приглашать, сделаем всё сами".

"Репетировали мы у неё дома. Атмосфера была такая, что стоял сплошной хохот.

Лидия Павловна была влюблена произведения Абрамова и постоянно им восхищалась. "Как же это написано, Алла!", – говорила она мне.

Репетиции длились очень долго, и постепенно у меня проснулся интерес к повести и моей героине", – до сих пор с восторгом и каким-то девичьим трепетом вспоминает Азарина.

Однако дебют чуть не провалился. Первыми зрителями спектакля стали муж Сухаревской, актёр Борис Тенин и отец Аллы, артист Александр Азарин.

Они посмотрели инсценировку в репетиционном зале Театра на Малой Бронной. После чего Тенин воскликнул: "Какой ужас!". И Азарин сказал: "Это никому показывать нельзя".

Отец Аллы Александровны предложил внести больше авторского текста и фактически переписал финал. Далее надо было пройти цензуру. Дело малоприятное и непростое вдвойне, учитывая, что это было время, когда Абрамова тотально запрещали.

"Нам "зарубила" работу одна комиссия, вторая... посыпались бесконечные замечания.

Но система была такова, что тебе всю кровь выпьют замечаниями "это уберите", "это переделайте", а сделали мы это или нет – никто не проверял", – вспоминает Алла Азарина.

В итоге начали играть спектакль. Первые показы проходили в Санкт-Петербурге. Накануне одного из них по залу прокатился шёпот: "Абрамов пришёл на спектакль".

"После показа он прошёл за кулисы. Прошёл мимо Лидии Павловны, не говоря ни одного слова, – подошёл ко мне. Говорит комплименты... А ей – ничего.

Я – в недоумении. И только со временем, когда мы подружились, он раскрыл причину. "Она столько своих слов вставила, что это невозможно", – возмутился Абрамов.

А после нескольких наших встреч он сказал мне эти слова: "Вы играете Альку лучше, чем я написал", – вспоминает Алла Азарина.

К слову, спектакль имел большой успех. Он был записан на пластинку и звучал в радиоэфире. Но Азарина тогда и не могла предположить, какую роль в её жизни, спустя много лет, сыграет эта запись.

Случайность № 2

2006 год. В Театре имени Пушкина Алла Азарина ставит спектакль "И вдруг..." по рассказам Антона Павловича Чехова.

Постановка идёт в фойе театра, так как спектакль рассчитан на небольшое количество зрителей. Однако успех сумасшедший! Появляются рецензии. Приходят посмотреть знаменитые актёры, имена которых говорят сами за себя: Армен Джигарханян, Инна Чурикова, Людмила Максакова и многие-многие другие. И это при том, что в актёрской среде не принято ходить на спектакли друг к другу.

Но происходит несчастье – внезапно умирает главный режиссёр театра Роман Козак. Приходит другой. Но у него Азарина не находит поддержки.

"Мне кажется, он испытывал ревность к успеху этого спектакля. Первым делом режиссёр ограничил число показов – один раз в день вместо двух. Но я поняла, что и на этом он не остановится. Так оно и вышло.

Я долго думала: что делать, как быть? И вот однажды в таких раздумьях недалеко от своего дома увидела вывеску "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я подумала: "Наверное, там есть отдел, связанный с культурой". Зашла и попросила телефон.

На звонок мне ответила Галина Поликарповна Тюрина (советник по культуре Председателя Партии СРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергея Миронова – прим. ред.).

Я представилась, и... вдруг она воскликнула: "Вы – Алла Азарина? Да Вы знаете, что Вы меня из депрессии вывели?!"

И дальше она рассказывает историю о том, как в деревне по радио услышала спектакль "Пелагея и Алька". Я не поверила своим ушам!", – рассказывает Азарина.

Она рассказала Галине Поликарповне о своей проблеме и пригласила на спектакль "И вдруг...". Постановка Тюриной очень понравилась, и она пообещала что-нибудь придумать.

"Она мне позвонила накануне 8 марта и пригласила на вечер, который Сергей Миронов традиционно устраивает для актрис.

Встреча проходит в формате общения за столом, небольшим кругом, человек на 20. Я сначала не собиралась идти, но брат убедил, что стоит сходить.

За столом я оказалась прямо напротив Сергея Михайловича. На встрече он читал "Стеньку Разина" Марины Цветаевой. И прочитал так, что я не знаю, кто бы из профессиональных актёров смог бы так исполнить это произведение.

У меня глаза чуть ли на лоб не полезли! Я даже не могла себе представить, что человек, который занимается партийной деятельностью, может так тонко чувствовать и исполнять поэзию", – говорит Алла Азарина.

В конце вечера она попросила его о встрече, чтобы рассказать о своей проблеме. Миронов ответил: "Конечно, вот телефон, звоните".

"Мне пообещали перезвонить, но повисла пауза. Я уже решила, что всё это болтовня, когда раздался звонок. Меня пригласили на встречу.

Сергей Михайлович меня встретил стоя с огромным букетом цветов. Когда мы начали общаться, было такое ощущение, что я этого человека знаю всю жизнь. Думаю, и у него не было никаких барьеров.

К сожалению, добиться возвращения спектакля не удалось, но у нас завязались тёплые отношения. Я знаю, что могу написать ему в любой момент и он меня обязательно примет.

Однажды я ему рассказала, что сотрудники литературно-мемориального музея имени Фёдора Абрамова в Верколе давно зовут меня приехать. Посоветовалась: возможно ли это? Он ответил: "Договаривайтесь. Мы поддержим".

Только при его поддержке, помощи Ольги Епифановой и Татьяны Седуновой, я бы решилась отправиться в этот дальний путь из Москвы на Родину Фёдора Абрамова", – завершает свой рассказ Алла Азарина.

Вместо послесловия

Я выключаю диктофон, но общение на этом не заканчивается. За чаем Алла Александровна показывает мне фото, где они с Сухаревской играют спектакль. И, что самое ценное, – письма, написанные ей Фёдором Абрамовым.

В какой-то момент она отрывается от снимков и говорит:

"Забыла сказать самое главное. Стыдно, что к музею Абрамова до сих пор нет дороги.

Попробуйте представить хоть на минутку, что в начале XXI века нет дороги к Ясной Поляне Толстого. Не получится, не выйдет. Потому что это немыслимо.

Абрамов – это гордость русской земли. Поэтому я обращаюсь к губернатору и всем бизнесменам Архангельской области с просьбой сделать туда нормальную дорогу. Иначе стыдно будет отмечать 100-летие писателя".

Фото с официального сайта Аллы Азариной

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Архангельской области

© 2006-2024